Джордж Клуни о Майкле Клейтоне

Джордж Клуни номинирован на "Оскар" за лучшее исполнение главной мужской роли в фильме Тони Гилроя "Майкл Клейтон". Эта картина получила еще шесть номинаций, включая "Лучший фильм года". В то время как номинированные коллеги Джорджа Клуни пили шампанское, актер и посланец мира ООН прибыл в Чад с миссией мира.
Издатель журнала Playboy Хью Хефнер, который в свои 80 лет не перестает окружать себя красивыми женщинами, привел на церемонию награждения Джорджа Клуни 11 блондинок. Он сказал, что Джордж Клуни настоящий мужчина, потому что он нравится женщинам. И что в жизни он такой же замечательный, каким мы видим его на экране.
Комик Карл Рейнер, игравший вместе с Джорджем Клуни во всех "Друзьях Оушена", сказал: "Мужчины любят Джорджа Клуни не меньше, чем женщины. Но не я. Знаете почему? Мне не нравится, как он целуется".
Гарри Маршалл, режиссер фильма "Красотка", расхваливал Джорджа Клуни, сравнивая его с такими представителями золотого века Голливуда, как Кэрри Грант, Грегори Пек и Эррол Флинн. Он сказал, что хорошо знает семью Джорджа Клуни и считает его не только прекрасным кинематографистом, но и отличным баскетболистом.
- Режиссер Тони Гилрой сказал, что любой кассир в супермаркете знает, кто вы такой.
- Я с ним вполне согласен - меня ни с кем не спутаешь, я единственный и, главное, неповторимый.
- А в детях повторяться не собираетесь? Недавно была опубликована ваша с Сарой Ларсон фотография, где ее назвали вашей невестой. Вы действительно помолвлены, собираетесь жениться и нарожать детей?
- Давайте я сначала спрошу Сару: вдруг она заказала эту подпись, чтобы сделать мне приятный сюрприз? (Смеется.) В наше время новости передают 24 часа в сутки. Но это не значит, что стало больше новостей, это значит, что круглые сутки передают одни и те же новости. Я очень беспокоюсь о том, что таблоидная журналистика стала чуть ли не главным новостным ресурсом. Я сказал папарацци, что они могут фотографировать меня где хотят и как хотят, но они не имеют право подвергать жизнь людей опасности.
- Они послушались?
- Если не послушаются, пожалеют об этом. Я изобрел автомат, стреляющий в папарацци яйцами. Сейчас он проходит секретные испытания.
- Вы так жестоки. А вот Тони Гилрой сказал, что вы очаровательны. Он считает, что в прошлой жизни вы были королем, потому что у вас королевские повадки.
- Он сказал, какие?
- Он сказал, что вам не надо специально задабривать съемочную группу - все и так за вас в случае конфликта. Все сразу понимают, что вы главный.
- Интересно узнать, что думают обо мне кассиры?
- Им, наверное, будет трудно поверить в то, что вы безвозмездно сыграли роль Майкла Клейтона.
- Мне за него заплатил Оушен. Оушен заработал в Америке 426 миллионов долларов, а Клейтон - меньше миллиона. Это не коммерческий фильм, а политический. "Майкл Клэйтон" - это своего рода вызов обществу, его герои могли бы действовать, например, в правительстве или в сфере здравоохранения, которые не чужды коррупции. Если вы смотрели фильм "Заговор "Параллакс" тридцатилетней давности, вы поймете, что мы не открыли заново Америку, а просто затронули наболевшую тему.

- Кто такой Майкл Клейтон?
- Он прекрасно справляется с проблемами других людей, но крайне неудовлетворен своей карьерой и жизнью в целом. Майкл Клейтон, которому в фильме 45, мечтал стать судебным адвокатом, а стал, по сути, мусорщиком, подчищающим "грязь" за богатыми клиентами влиятельной манхэттенской юридической фирмы. Похоже, его настиг пресловутый кризис среднего возраста: он копается в своем прошлом, пытаясь понять, почему он поступал так, а не иначе. Он действительно принял несколько непоправимых решений и совершил серию компромиссов, хотя многих из них мог бы избежать, если бы хватило характера. На протяжении 15 лет ему везло, но его последнее дело вышло из-под контроля.
- А о чем фильм?
- Мой герой однажды возвращается с работы ранним утром и, притормозив на дороге, выходит из машины, чтобы полюбоваться на пасущихся лошадей. Через несколько минут машина взрывается. В фильме показаны предыдущие четыре дня из жизни Майкла Клейтона, отвечающие на вопрос "кто виноват?" и в какой-то степени на вопрос "что делать?". Это картина про самое трудное, что есть в нашей жизни, - взаимоотношения между людьми. Про ее ежедневные мелочи, из которых и состоит наша жизнь. Про то, как каждый день нас всех перемалывает одна и та же машина.
- Лет десять назад знакомый адвокат сказал мне: "Ты даже не представляешь, как американцы ненавидят адвокатов".
- Если исходить из этой формулировки, коллеги моего героя - обычные труженики этой профессии, которые не сделали ничего особенного. Квинтэссенция этой истории заключается в том, что зло - банально.
- Расскажите о семье своего героя.
- Майкл Клейтон - воскресный папа. Работа отдалила его от семьи. Он редко видится со своим 10-летним сыном, опеку над которым делит со своей бывшей женой, и еще меньше времени у него остается на встречи с больным отцом. Его младший брат Тимми - алкоголик, и однажды по его вине их многообещающее коммерческое предприятие потерпело крах. На Майкле Клейтоне повис долг 80 тысяч долларов, который он должен был выплатить в ближайшие несколько дней во избежание неприятных последствий.
- Тони Гилрой сказал, что вы очень убедительны в роли человека, который находится в конфликте с внешним миром.
- Многие актеры говорят, что хотели бы сыграть подобную роль, но для нее нужна храбрость и амбиции.
- Еще он сказал, что ваша первая встреча продолжалась 11 часов.
- У нас много общего, включая ностальгию по фильмам семидесятых. В то время персонажи были сложными, а фильмы - красивыми, но не очень хорошими: их концовка всегда была слишком предсказуемой. Гилрой признался мне, что эта история из его собственной жизни. Он вырос на окраине Нью-Йорка, в Вашингтонвилле, городе полицейских и пожарных. У всех его одноклассников папы работали пожарными или полицейскими. Отец его героя, Майкла Клейтона, тоже полицейский, как и брат. Сам Майкл Клейтон стал первым членом семьи, который избежал этой участи.
- Том Уилкинсон так замечательно подыграл вам.
- На самом деле это я подыграл ему, потому что роль Артура, которую сыграл Том, - ключевая. Артур считался одним из самых лучших работников фирмы. Однако он страдает маниакально-депрессивным психозом. Артур и Майкл давно сработались и играют по своим правилам. Но однажды Артур забросил свои лекарства и впал в депрессию, после чего неожиданно начал подыгрывать конкурентам.
- Но главным злодеем в этой истории, вернее злодейкой, оказалась женщина, роль которой исполнила английская актриса Тильда Свинтон.
- Героиня Свинтон вызывающе амбициозна - она заказала моего героя, но он ее переиграл. Гилрой сказал, что раньше не мог себе представить, как отпетые мерзавцы смотрятся в зеркало, а Свинтон в этой роли продемонстрировала ему это.
- По сравнению с Тони Гилроем вы опытный режиссер: этот фильм - его первый режиссерский опыт, а у вас на счету "Признания опасного человека", "Доброй ночи и удачи" и "Любовь вне правил". Вы помогали ему?
- Я сказал Тони: "На съемочной площадке ты главный. Ты должен быть очень убедительным, чтобы тебе все поверили". Гилрой мне понравился с первой минуты нашей встречи потому, что он хорошо знал, чего хочет. На этот фильм он потратил 8 лет жизни.
- Фильмы, подобные "Майклу Клейтону", наверное, заставляют вас еще острее чувствовать свою ответственность перед окружающими?
- После окончания съемок я полетел в Дарфур, мне хотелось сделать что-то хорошее. Я провел в Чаде, где находятся сотни тысяч беженцев из Дарфура, десять дней.

- Считаете ли вы, что активная жизненная позиция знаменитостей стала банальностью?
- Никто не захочет защищать то, что сам нарушает, чтобы не опозориться. Меня как-то попросили представлять группу по охране окружающей среды, видимо, потому что я большой ее защитник. И у меня две электромашины. Но у меня есть слабое место - я летаю на частных самолетах. Мне захотелось взять на себя роль посредника в урегулировании конфликта в Чаде, потому что я там был и встречался cо всеми "игроками", от которых зависит мир в этом регионе.
- На нью-йоркскую премьеру "Майкла Клейтона" ваша подруга Сара Ларсон пришла на костылях после того, как вы с ней покатались на мотоцикле. Больше не катаетесь?
- В Лос-Анджелесе мотоцикл - мое главное транспортное средство. Я вожу мотоцикл больше 30 лет, и за все это время у меня случились только три аварии.
- Это правда, что вы поспорили с Мишель Пфайффер и Николь Кидман на то, что они заплатят вам 10 тысяч долларов, если вы не женитесь до 40 лет?
- Да, и я выиграл этот спор. Когда Николь прислала мне чек, я вернул ей его с просьбой потратить эти деньги на благотворительность.
- Джулия Робертс сказала мне в своем интервью: "Джордж Клуни был моим лучшим мужчиной до того, как я встретила своего мужа". А что вы о ней думаете?
- Она мне никогда не нравилась. Однажды я поймал ее за руку, когда она хотела кое-что украсть. И вообще она слишком много пьет.
- А что вы можете сказать о губернаторе Калифорнии Арнольде Шварценеггере, с которым вы вместе снимались в фильме "Бэтмен и Робин"?
- Он стал губернатором, а я до сих пор ощущаю себя Бэтменом.
- Почему вы согласились сыграть подлеца в новом фильме братьев Коэн "Сжечь после прочтения"?
- Если вам выпадает шанс поработать с Коэнами, вы просто пойдете и сделаете это.
Тарантино Московское интервью

Тарантино едва ли не единственный современный режиссер, снимающий одновременно для вооруженной поп-корном публики многозальных кинотеатров и истории кино.
Ему чуть больше сорока, но Квентин - уже живой классик. И стал им еще лет десять назад, когда на экран вышло его «Криминальное чтиво» - картина, вошедшая в список «100 лучших фильмов ХХ века», составленный Американским киноинститутом.
Когда Тарантино был в Москве, на Московском фестивале кино 2004 года, у него проявил неожиданную любовь к творчеству Бориса Пастернака (прослезился на его могиле в Переделкине и, постелив курточку, даже прилег рядом), столичному Музею кино (подписал петицию против его закрытия) и русской водке (прощаясь с Москвой, прихватил с собой в самолет несколько бутылок).
- Ваш следующий фильм «Бесславные ублюдки» будет посвящен второй мировой войне (ветераны, готовьтесь!). В нем будут действовать русские, ведь все-таки мы победили фашизм?
- Я еще не уверен, что именно «Бесславные ублюдки» будут моим следующим фильмом. Но когда-нибудь я его точно поставлю. Я серьезно готовлюсь к этой картине, прочел множество исторических трудов и очень хорошо знаю, что самые кровавые, наиболее судьбоносные битвы второй мировой происходили именно здесь, в России. Но сюжет моего фильма развернется во Франции. Это будет серьезное произведение, но отнюдь не картина, живописующая ужасы войны. Скорее нечто, напоминающее знаменитый вестерн «Грязная дюжина». В этой картине у меня снимутся все мои любимые актеры - Тим Рот, Майкл Мэдсен, Сэмьюэл Л. Джексон, Адам Сэндлер... По сюжету все они - члены одного подразделения (что-то вроде штрафной роты), получающего ответственное боевое задание.
- Вы, пожалуй, самый известный киноман в мире, поэтому не могу не поинтересоваться: какие русские фильмы знаете? Какие из них повлияли на вас как на режиссера?
- О, я большой фанат русского кино! - восклицает Квентин, более известный миру как фанат азиатского кино (и «Убить Билла» - тому доказательство). - Не могу, однако, сказать, что в годы становления моего режиссерского почерка на меня повлиял русский режиссер или фильм. Но очень хорошо помню, какой ваш фильм я впервые увидел в кинотеатре, за деньги.
- Наверное, «Войну и мир»...
- Никогда не догадаетесь! «Москва слезам не верит»! Мне было тогда лет 15, и, помню, увидев это название, я подумал: фильм, как и все русское кино, наверное, будет мучительным и тяжелым! Но пошел, посмотрел, и, представьте себе, мне понравилось! Я до сих пор в мелочах помню эту картину. Парня в поезде, его грязные туфли, то, как он заигрывал с девушкой, то как в конце концов изменил ее жизнь!
- Кстати, о женщинах. Вы заявили однажды, что хотели бы снять забористый секс-фильм в духе скандинавского «художественного порно» 60 - 70-х годов. Какую современную актрису пригласили бы на главную роль?
- К сожалению, знаменитым актрисам, которых я хотел бы использовать в этом проекте, уже поздно сниматься в секс-фильмах. А что касается современных актрис... Если бы я снимал картину вроде «Женщин в тюрьме», то едва ли пригласил бы на главную роль Гвинет Пэлтроу или другую утонченную актрису, которая бы все время ломалась и объясняла мне, почему она не может раздеться перед камерой. Скорее я приглашу знойных пышнотелых бабищ, не знающих чувства стыда и которых мне придется останавливать, чтобы они не перетрахали всю съемочную группу. А будут ли они при этом актрисами - в сущности, наплевать. В 70-е годы европейские режиссеры просто шли на дискотеки, встречали там классных «телок» и снимали их в эротических фильмах. В моих фильмах обычно немного секса, но, когда я переключусь с насилия на эротику, я, несомненно, буду искать таких актрис, которых мне придется уговаривать одеться на съемках, а не наоборот!
- Почему вы молчали 6 лет, прежде чем снять «Убить Билла»?
- К счастью, я в таком положении, что не должен снимать кино только для того, чтобы поддерживать чистоту в своем бассейне в доме на Барбадосе. После успеха «Криминального чтива» я вообще могу не работать ни одного дня в жизни! Если я и снимаю что-то, то только потому, что мне ужасно этого хочется. «Убить Билла» - именно такой случай.
Старенькое интервью Тарантино журналу Premiere

- Не кажется ли вам, что в последнее время фильмы становятся все хуже и хуже?
- Нет. Я так не считаю. При подведении итогов года каждый раз оказывается, что кинопромышленность и "независимые" не напрасно существуют на свете: обязательно появляется какая-нибудь стоящая картина. "Шедевр" в моем понимании - это фильм, который может пережить свое время. Причем таких фильмов иной раз бывает и два, и три, а то и четыре в год! Между тем вполне достаточно даже одного.
- Три года назад такой картиной стало "Криминальное чтиво". Какие последствия это имело для вас лично?
- В принципе я был морально готов к успеху. В том, что я создал, есть смысл, и мое имя останется в истории кино. Я всегда полагал, что у меня есть все для того, чтобы прославиться. Ведь чем больше у режиссера славы, тем больше силы. Даже самый популярный актер не станет долго ломаться, если я предложу ему роль. Однако это произошло за такой короткий промежуток времени, что стало полной неожиданностью для меня самого. Я превратился в имя прилагательное раньше, чем предполагал.
- Что значит "имя прилагательное"?
- Сейчас каждый третий сценарий - "тарантиновский". Все, кому не лень, работают под Тарантино.
- Сразу после "Криминального чтива" вы сыграли роль в "тарантиновской" картине "Дестини включает радио", а затем - в одной из новелл "Четырех комнат" (которую сами и поставили) и других фильмах. По этому поводу мнения разделились. Насколько я помню, многие говорили: Тарантино не стоит сниматься, его место - в режиссерском кресле.
- Многие недоумевали: почему именно в тот момент, на волне успеха, я не стал снимать следующую картину? А я не собираюсь штамповать по фильму в год. Даже не представляю себе, как можно оставаться живым человеком, работая с такой интенсивностью.
- Оказало ли на вас какое-либо воздействие то, что о вас пишут?
- На работе это, по-моему, никак не отразилось, а что касается моей частной жизни... Журналисты все никак не могут понять, что тот вздор, который они про меня пишут в "Entertainment Weekly" или в "Movieline", не имеет для меня абсолютно никакого значения. Я скоро понял, что всю эту писанину даже и читать не стоит.
- Но вы не могли не заметить, что своим успехом "Криминальное чтиво" во многом обязано прессе.
- Это правда. Причина, по которой я стал известным за океаном, ни для кого не секрет. Я не поленился провести вне Америки целый год: представлял по всему миру фильм "Бешеные псы", выступал на различных ток-шоу, раздавал интервью направо и налево. Я приезжал в страну, где меня не знал никто, а уезжал оттуда знаменитостью. Поэтому, когда "Криминальное чтиво" было подготовлено к продажам на мировом рынке, в этих странах хорошо знали, что такое "Тарантино". Меня узнавали на улицах даже в Токио и в странах, где правит коммунистический режим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда мы привезли "Криминальное чтиво" в Пекин, власти разрешили показ картины, и ее принимали так тепло, как нигде - ни до того, ни после! Когда я вышел представлять фильм, можно было подумать, что на сцене появилась рок-звезда, а не кинорежиссер... А в своей родной стране я сделал вроде бы все то же самое: ток-шоу, интервью, статьи, ну, словом, все, что положено, и газеты тут же написали: "Квентин Тарантино - крупный специалист по саморекламе". А ведь я не сделал ничего сверх того, что обычно может и должен сделать актер. Ни одним интервью больше.
- Однако шум в прессе, очевидно, повлиял на успех картины?
- Я не думаю, что та или иная статья в "People" или в "Us" может заставить читателя пойти и купить билет. Однако ваше имя переходит в категорию "громких" именно благодаря тому, что его часто упоминает пресса. Впрочем, что касается работы, мне лучше быть процентов на тридцать менее знаменитым. Я, например, люблю гулять пешком: мне так лучше думается. А в моем нынешнем положении особенно не погуляешь. Если бы я стремился каждый день приводить к себе домой новую девушку, то все было бы отлично. А так желающих, конечно, хоть отбавляй, только мне это не нужно.
- Оказывал ли на вас "Miramax" какое-либо давление?
- Нет, никакого, никак, никогда, ни на что.
- Вы - пример для "независимых": "Вот, смотрите, как можно добиться успеха!" Однако сценарий "Криминального чтива" первоначально был написан для большой студии - "TriStar".
- Они его с ходу отвергли, так что я особых комплексов по этому поводу не испытываю. А руководитель "Miramax" Харви Уайнстайн сразу же оценил сценарий, буквально с первых же страниц. Руководство "TriStar" никак не контролировало меня на стадии подготовки сценария, никто из ответственных сотрудников даже не заглядывал в сценарий, пока я его не дописал. Прочитав его, "TriStar" вынесла вердикт: "Законченная чернуха". Этот момент они уловили. А я им сказал: "Да, я действительно собираюсь снимать именно в таком ключе".
- А если бы они сказали: "Отлично, берем"?
- Вопрос по делу. Больше всего я боялся, что они возьмутся за постановку, не вникнув в суть материала и соблазнившись только дешевизной проекта. Но вот сам материал их напугал. Никому не пришло в голову, что такого рода сюжеты можно подать пародийно, с юмором. Проект отклонил лично Майк Медавой, возглавлявший в то время "TriStar". Он только что приехал из Вашингтона, где Клинтон устроил какой-то мощный начальственный разнос на тему социальной ответственности Голливуда. В этот самый момент Майку под горячую руку попался сценарий "Криминального чтива". Я был ужасно расстроен, когда Медавой завернул сценарий: ведь я-то его считал серьезным профессионалом, а он струсил. Но я отдаю должное его честности. Он мне не солгал. И более того, дал откровенный ответ на все вопросы.

- Какие же?
- Ну, например... Я предоставил руководству "TriStar" список предполагаемых исполнителей. Против каждого персонажа было написано имя актера, которого мне особенно хотелось бы заполучить на данную роль. Например, Придурка лучше всего сыграл бы Тим Рот (он, кстати, впоследствии и сыграл). Если бы он отказался, роль была бы предложена следующему кандидату в этом списке - и так далее. Медавой прочел мой список, после чего мы собрались для обсуждения, и он поставил вопрос однозначно: "Тим Рот - хороший актер, но у тебя в списке еще и Джонни Депп. Для нас предпочтительнее он. А если он откажется, тогда - Кристиан Слэйтер. Это мое требование". И тогда я задал ему вопрос, который у меня все это время вертелся на языке: "Неужели вы всерьез полагаете, что участие Джонни Деппа, герой которого должен появиться только в первом и последнем эпизодах, кардинально повысит сумму кассовых сборов?". Медавой ответил: "Депп не добавит нам ни единого гроша, но мне будет спокойнее от того, что все сделано, как надо". Что можно добавить? Этим все сказано. Нам было просто не по пути.
- Но "TriStar" заплатила вам миллион долларов в качестве аванса за сценарий. И после этого вы разрываете контракт... Неужели вам не было стыдно или хотя бы неловко?
- Нисколько. Я вдоволь наслушался рассказов про то, как очередной проект попал на "продюсерскую полку", да так и завяз там навсегда. Стало ясно, что студия как-то не очень заинтересована в постановке "Криминального чтива". И никакая другая крупная студия не взялась бы.
- В каком-то смысле можно сказать, что вы с "Miramax" выросли вместе.
- Да, я для них просто настоящий Микки-Маус. Я им в шутку говорю, что еще каких-нибудь три года назад, когда все киношники собирались на свои пирушки в День Благодарения, "Miramax" скромненько сидел за столиком для бедных родственничков. А теперь мы восседаем на почетном месте, и все считают за честь подобрать с нашего стола то, что мы не доели.
- Предлагали ли вам постановку крупные голливудские студии?
- После "Бешеных псов" актеры, имеющие собственные студии, завалили меня предложениями. Причем некоторые проекты были вполне реальными. В частности, мне принесли сценарий фильма "Скорость". Эта картина была задумана как "экшн" в стиле "независимого" кино. В результате получилось совсем иначе, но первоначально авторов сценария "Скорости" вдохновили "Бешеные псы" и "Плохой лейтенант", и им хотелось сделать нечто подобное. Потом мне показали еще один сценарий крупнобюджетного фильма "Люди в черном". Но я его даже не дочитал. А вот если бы мне предложили сценарий фильма "Герой", я бы с удовольствием его поставил. Это было бы что-то в духе Фрэнка Капры, только переработанное в моем стиле. Я бы его снял с меньшими затратами. На главную роль пригласил бы Траволту. Сценарий Дэвида Пиплза был великолепным! И режиссер Стивен Фрирз по-настоящему "выложился", когда ставил "Героя"; возможно, эта картина - его творческий "потолок". Я ее несколько раз посмотрел.
- Иными словами, руководство студий все-таки вмешивается в вашу работу?
- Да нет. В конечном итоге фильм все равно делает режиссер. Я не имел дела с большими студиями... хотя, впрочем, нет. "Miramax" - это тоже студия.
- Но о них столько разного говорят...
- Когда "Криминальное чтиво" вышло на экраны, я еще не осознавал, что "Miramax" - настоящее "бельмо в глазу" для Голливуда. К моменту выхода картины в коммерческий прокат журнал "Variety" подготовил разгромную статью о том, что перегревшиеся под каннским солнцем хозяева студии Уайнстайны выпустили "элитарный" фильм на тысячу площадок и выбросили кучу денег на рекламу. Дескать, что еще ожидать от таких олухов... А затем картину заказали еще в ста кинотеатрах, итого мы получили 1100 площадок. Для сравнения: "Специалист" с Шэрон Стоун и Сильвестром Сталлоне шел в 2300 кинотеатрах, а наш фильм собрал больше денег. Это казалось совершенно невероятным. А еще через неделю залы на нашем фильме были полными, а на "Специалисте" - пустыми. Естественно, мэйджоры ненавидят тех, кто отбивает у них доходы. Но, как ни странно это звучит, братья Уайнстайны встряхнули от самодовольной спячки "братьев Уорнер".
- Беспокоят ли вас сейчас проблемы бюджета?
- Я всегда думаю об экономическом эффекте своих проектов. Бюджет фильма "Джеки Браун" - всего 12 миллионов долларов, такая сумма в прокате вернется в любом случае. Поэтому мне не нужно идти на компромиссы. После того как я снял "Бешеных псов", руководители многих студий подумали: "А что, неплохая картина! Этот мужик умеет делать зрительское кино. Он, пожалуй, вполне осилит крупнобюджетную постановку, если дать ему побольше денег. Фильм будет и зрелищный, и не пошлый". Между прочим, они недалеки от истины. Если бы я приглашал звезд первой величины и снимал боевики, это не значит, что я принес бы искусство в жертву коммерции. Брайан де Пальма не поступился своими принципами, когда снимал "Неприкасаемых": это был своего рода "брак по любви", который оказался выгодным. И мне очень нравится его "Невыполнимое задание". По-моему, этот фильм, принесший доход в 100 миллионов, - настоящее произведение искусства. Просмотрев картину несколько раз, я все больше и больше в этом убеждался. Даже приобрел для себя лично одну фильмокопию. Я бы стал снимать дорогие голливудские фильмы, но не потому, что я только и ищу, "куда пойти, куда податься, кого найти, кому продаться". Я знаю, что нужно зрителю, без всякого "чуткого руководства".
- Ваша уверенность впечатляет, однако ни "Бешеные псы", ни "Настоящая любовь", поставленные по вашим сценариям, повальным успехом у зрителей не пользовались. Вас это не наводило на размышления?
- "Настоящая любовь" вышла на экраны именно в тот момент, когда подготовка к съемкам "Криминального чтива" шла полным ходом, и действительно, публика на него не особенно ломилась. Это меня напугало. Я подумал: "Может быть, то, что я делаю, интересно только узкому кругу?". Но тут меня подбодрил пример Джейн Кэмпион. "Пианино" стало для нее настоящим кассовым прорывом. Между тем ее предыдущая картина ничего подобного не предвещала. Но вот Кэмпион взялась за подходящий сюжет и нашла для него самую адекватную форму. И зритель пошел! Теперь и от меня ожидают, что тихий, почти камерный фильм "Джеки Браун", в центре которого - столкновение характеров, а главная героиня - женщина не первой молодости, соберет сто миллионов. Что ж, я ведь всегда стремился к тому, чтобы зрители ходили на все мои фильмы, а не только на два-три.
- Расскажите, пожалуйста, об актерах.
- В "Джеки Браун" мне было ужасно тяжело. Я отказался от роли Орделла и передал ее сопернику - правда, достойному - Сэмюэлу Л.Джексону. Орделл - это я! Эта роль так легко писалась... За тот год, пока готовился сценарий, я просто перевоплотился в этого героя. Мне потребовалось огромное усилие над собой, чтобы отдать такую прочувствованную роль Сэму и подавить в себе "ревность к материалу". Собственно, Орделл - это тот, кем мог бы стать я сам, не будь у меня творческих амбиций. Если бы я не увлекся кино, то кончил бы, как он. Не могу представить себя почтальоном, или служащим телефонной компании, или продавцом, или честным законопослушным ювелиром, неспособным зажилить песчинку золота. Я бы наверняка не вылезал из каких-нибудь афер и непременно угодил бы за решетку. Но я, к счастью, пережил все это только на бумаге.
- Одну из ролей исполняет Роберт Де Ниро. Уж его-то уровень в доказательствах не нуждается.
- Не то слово. Как он здорово сыграл в "Схватке"! А в "Казино"! То, что ни за одну из этих ролей его не номинировали на "Оскар" - это настоящий бандитизм! Мы с ним мечтаем о следующей совместной работе. Де Ниро поддержал меня, когда я решил начать сниматься. Журналисты и критики, конечно, очень удивились, когда я появился в нескольких фильмах как актер. Они, очевидно, решили, что мне захотелось просто оторваться. А между тем актерский цех отнесся к этому с уважением и пониманием.
- Что бы вам хотелось изменить в кино?
- Надо бы умерить аппетиты "звезд", которые заламывают по двадцать миллионов за роль. Это просто алчность, которая не имеет ничего общего с искусством и плохо сказывается на всем положении дел в кинобизнесе.
- А вы говорили эти очень правильные слова своему другу Траволте, который получает по двадцать миллионов за роль?
- Говорил. А он мне ответил: "Но это же действующие расценки!". Его понять можно. А вот если бы я диктовал законы на рынке, то установил бы среднюю режиссерскую расценку типа 6 миллионов, а за хороший, успешный фильм - 10. И боролся бы за то, чтобы и эту цифру не увеличивать. Хотя, впрочем, я и это бы не стал делать, потому что так тоже неправильно. Для меня в этом смысле образец для подражания - Клинт Иствуд. Когда он работает на "Warner Bros.", получает какую-то не очень большую сумму, а потом ему идут отчисления соответственно той прибыли, которую приносит картина. Вот он - молодец.
- Знакомо ли вам чувство страха? Или вы всегда идете напролом, без сомнений?
- А чего мне бояться? Работать надо, вот и все. Не считайте это хвастовством, но я всего в жизни добился именно потому, что не трусил. Когда я состарюсь и вообще ничего не смогу делать, тогда все сегодняшние страхи покажутся пустяками. Я ведь делаю не однодневки. Если уж снимать кино, то так, чтобы и через сорок лет не скучно было смотреть...