В новый Рэмбо нет ничего, кроме насилия

Сподобился посмотреть фильм Рэмбо 2008 года. Много думал. Что было интересного, сейчас расскажу.
Фильм недлинный, минут 80 всего, на фоне нынешних блокбастеров - короткометражка. Режиссёр, автор сценария, главная роль - 61-летний Сильвестр Сталлоне. Сюжет прям, как стрела - Рэмбо живёт себе в какой-то глуши в джунглях, к нему приходят восторженные миссионеры с просьбой отвезти их в Бирму, Рэмбо сперва отнекивается, типа там - сущий ад и ваc всех убьют, а потом соглашается ради прекрасных глаз миссионерки.
Ну и с этого момента начинается action non stop. Понятно, что сцены в джуглях, на реке вызывают многочисленные ассоциации с американскими фильмами про эти чудесные места, от предыдущих Рэмб, до Apocalypce Now (но у меня самые сильные ассоциации были с HotShots! Part deaux).
Гораздо интереснее, когда Рэмбо начинает шмалять из лука не хуже лесного эльфа Леголаса - с нечеловеческой скоростью лук перезаряжает, с трёхсот метров прямо в ухо врагу попадает. Насчёт врагов, кстати, интересное решение - в Lord of the Rings орки особо сперва не разговаривали, всё мычали да рычали, но потом разговорились, стали эмоции проявлять, то бишь, были очеловечены. А тут враги - некие "солдаты", как бы правительственные войска Бирмы, они ни одного слова по-английски не говорят, постоянно всех убивают и мучают, развлекаются тем, что гоняют народ по минам - это даже не орки, а кто-то вроде охотников за жертвами в гибсоновском Apocalypto.
Насилие. Уже привычно то, как мутировало кино за последние 15 лет. За Reservoir Dogs, Pulp Fiction и сценарий к Natural Born Killers Тарантину обзывали родоначальником собственного стиля, фильмов, в которых необычно обыденное и обильное насилие смешано с опять же необычно реалистическими диалогами. Тарантино, дескать, выплеснул насилие на экраны, приучил зрителя к нему и т.д. И с тех пор зритель уже привык к виду натурально дырявящих тела пуль, кровище, отгрызаемым конечностям, кишкам и прочей требухе. И показ этих возвышенных деяний тоже изменялся - становится всё натуральнее, пока не стал из средства целью. Насилие стало приправой к сюжету, а основным блюдом. Хвост завертел собакой.

Фильм Рэмбо - прекрасная иллюстрация к этому, там по сути нет ничего, кроме насилия и нескольких весьма недолгих диалогов. Всё остальное - приложение. И насилие тут показано по полной программе - взрываются от попадания крупнокалиберных пуль головы, разлетаются кровавые ошмётья человеческих тел при миномётном обстреле, маленьких детей вырывают у матерей и бросают в огонь (привет Эйзенштейну), деревенских жителей расстреливают из пулемёта калибром 0.50...
Кстати, насчёт этого пулемёта - это ударная сцена, когда Рэмбо захватывает смонтированный на джипе пулемёт, перед тем отрубив при помощи мачете голову солдату, а потом длинной очередью в упор убив водителя (брызги во все стороны), а потом крошит врагов-солдат. Потом он перезаряжает (sic!) пулемёт, потому что лента вышла, и продолжает стрельбу. Руки-ноги вражеские отлетают во все стороны.
Несколько удивило ещё вот что - когда-то я посмотрел фильм Кончаловского-младшего "Антикиллер", лет 6-7 назад, что ли, он шёл. Помню, как многие плевались тогда на клиповую манеру монтажа, дескать, дёргается всё, неестественно быстро двигаются люди, и т.д. Сильвестр Сталлоне боевые сцены снял также - частота кадров до 15, наверное, снижена, люди двигаются резко, как куры, всё мелькает, в общем - типичный Кончаловский-младший. Ощущение, что снимался фильм на цифру. Body count = 236 трупов, 2,59 трупов на 1 минуту фильма.
И вот ещё что... Когда вышел Rambo 2, который был, в отличие от Первой крови тупой агиткой (как и третий), якобы какой-то американский деятель, то ли Бжезинский, то ли ещё кто, сказал, что мир должен внимательно присмотреться к Рэмбо, мол, это - лицо Америки. Подразумевался знаменитый постер, где полуголый Рэмбо стреляет из пулемёта с перекошенным от удовольствия лицом. Не знаю, насколько правдива эта история про слова политика, похоже на выдумку советских пропагандистов, вообще-то... Но тем не менее, если допустить, что так и было сказано, то лицо получается так себе - некий черноволосый демон-разрушитель. И вот, когда я посмотрел на лицо постаревшего на 25 лет Сильвестра Сталлоне, я вспомнил эту историю, и подумал - вот оно какое у нынешней Америки лицо.

Принцесса Месть - Meiko Kaji

Семидесятые годы прошлого века по-прежнему считаются прекрасным периодом в истории кино. Множество табу было упразднено, особенно это касалось более либерального отношения к показу секса и насилия на экране. Таким образом, женские роли стали разнообразнее и сложнее. Американки Пэм Гриер и Клаудия Дженнингс явились первыми ласточками нового тренда. Как раз в это время, в Японии, актриса Мейко Кадзи начала работу в серии новаторских картин, которые сделали ее иконой, боготворимой фанатами и по сей день. Кто может забыть ее смертоносный силуэт в длинном развевающемся плаще?
"Я — женщина, идущая по краю жизни и смерти,
Выплакавшая все свои слезы много лун назад.
Я погрузила свое тело в реку отмщения
И забыла о том, что я женщина, много лун назад".
Итак, Масако Ота (Masako Ota), родившаяся 24 марта 1947 года, появилась на студии "Никкацу" в конце 60-х. В знаменитых фильмах "borderless action", динамичных и визуально ярких работах. конкурировавших с работами студии "Тоэй" Ота сперва обреталась на втором плане, а то и на третьем. Совпадение или нет, но смена имени на Мейко Кадзи пошла на пользу. Хотя звёздными актрисами "Никкацу" оставались Кьеко Мацубара или Хироко Оги, но у Кадзи появились роли побольше (хотя бы в фильме "100 игроков : путь благородства" ("100 gamblersath of chivalry") Такаши Номура с Хидеки Такахаши в главной роли . А в 1970 глаз мастера Теруо Ишии, ненадолго погостившего на "Никкацу" не пропустил Кадзи, и именно её "кинодьявол" предпочёл Хироко Оги для главной роли в фильме "Татуированная фехтовальщица" ("Tattoed swordswoman") , третьей части сериала "Восставший дракон" ("Rising dragon"). В сюрреалитсическом гибриде "нинкийо" и фильма ужасов, лихо исполненном Ишии, Кадзи не потерялась, а своё очарование, актёрский (и вокальный) таланты продемонстрировала вовсю. Немудрено, что последовали главные роли в серии про криминальных девиц "Рок бродячей кошки" ("Stray cat rock"), уступавшей, впрочем, похожим фильмам "Тоэй" (хотя на Кадзи посмотреть всё равно приятно) . Но стать суперзвездой Кадзи предстояло как раз на "Тоэй".

Когда на "Никкацу" в начале 70-х взяли курс на эротику, основные актёры и актрисы взяли курс на другие студии. Кадзи перешла на "Тоэй", где с ходу отметилась в дилогии Кадзухико Ямагути "Серебряная бабочка" ("Silver butterfly") 1972 года, а потом снялась в трёх просто выдающихся картинах. Вообще-то, по комиксам Тору Шинохара "Заключённая "Скорпион" снято очень много фильмов, Кадзи отметилась в четырех, но три первые (1972-1973), снятые Шунья Ито - это нечто. Соединение "экслуатейшн" и арт-хаус, сюрреалистический экшн о мести и размышление об одиночестве индивида в современном обществе - всё вместилось в эти работы. Кадзи описать нельзя - её надо видеть, тем более что персонаж создан ей. Отказавшись переносить сквернословящую анархистку Шинохору на экран, именно Кадзи придумал образ молчаливой мстительницы, ангела-истребителя 70-х.
Похожая роль досталась ей в экранизации опять же комиксов, но уже Кадзуо Коике. Труднопреводимое название "Shurayukihime", означающее и "Принцесса - Метелица из ада" и "Юки - метель из преисподней" чаще для простоты переводят как "Леди Кровавый снег". Постановщиком двух неравнозначных частей (1973-1974) стал Тошийя Фудзита, отлично сделавший первую серию, но не выдержавший уровень для второй. Кадзи вновь в роли мстительницы, и вновь великолепна. В очередной раз она замечательно поёт. Заглавная тема из "Скорпиона" "Urami bushi" ("Песня мести") уже пользовалась успехом, а в "Shurayukihime" звучит потрясающая "Shura no hana", позаимствованная Тарантино для убиения О-Рен.

Немудрено, что оказалась Кадзи и на съёмочной полощадке лучшего японского режиссёра Киндзи Фукасаку. И как сыграла. В густонаселённом мире второй части "Боёв без чести и жалости", "Смертельной схватке в Хиросиме" (1973) , несчастная племянница босса якудза, потерявшая на войне мужа-камикадзе, вынуждена наблюдать, как её возлюбленный-гангстер повторяет участь мужа, обрекая себя на столь же бессмысленный конец во имя столь же бестолковых идеалов. Роль затребовала от актрисы немалых эмоциональных затрат, и сыграна безукоризненно. Именно её героиня запоминается в фильме отчётливее всех. А в 1976 году в "Кладбище якудза" Кадзи и Тецуя Ватари создают самый сильный лирический дуэт в якудза эйга. Без доли сентиментальности они воссоздают отношения двух одиноких и побитых жизнью неудачников, полицейского-аутсайдера и жены осуждённого якудза. Думается, именно "Кладбище" убедило интеллектуала (и любителя жанрового кино тоже) Ясудзо Масумура дать Кадзи главную роль в своей версии не раз экранизировавшегося "Двойного самоубийства в Сонезаки" (1978). Версия Масумуры считается лучшей именно из-за игры Кадзи. Сама она тоже полагает эту роль своей лучшей работой.
Попадание Кадзи в "якудза эйга", borderless action, pinky violence тоже легко объяснить.В 60-е жанровое кино вышло в Японии на невиданный уровень, а женские персонажи стали более сильными и важными в фильмах, поэтому начинающей актрисе было интересно себя попробовать именно в популярных жанрах. А уж потом, когда её мощный магнетизм стал очевиден, то Кадзи стала символом героини японского кино 70-х (заметьте, что у неё в предшественницах были уже упомянутые Фудзи, Оги, а также Кьеко Мацубара, Рейко Ике, Юмико Ногава, Рейко Ошида - превосходные актрисы и ослепительные красавицы, но всё же уступавшие Кадзи). Спецподготовка особая ей не требовалась. Только фехтование. Ничего сверхъестественного в смысле трюков на долю Кадзи не выпадало. Хотя пострадать на съёмочной площадке пришлось. Во многих жестоких тюремных сценах "Заключённой" Кадзи играла без дублёра, а схватку из "Татуированной фехтовальщицы" с вошедшей в роль очень сердитой киской сама актриса не без юмора называет "самым страшным событием, случившимся со мной на съёмках". Со второй половины 70-х Кадзи играет уже не столько крутых особ, сколько несчастных и стардающих женщин. Это можно сказать и про фильмы Фукасаку, но в особенности про работы Масумуры.

Вообще в 60-70-е было очень распространено, чтобы звезда жанрового кино исполняла песни в своих фильмах. Дзюнко Фудзи, Хироко Оги, Рейко Ике. Из актёров - Кен Такакура, Тецуя Ватари. Кадзи должна была стать преемницей Оги, вот её пение на "Никкацу" и поощрялось. (А потом и на "Тоэй", когда Кадзи уже затмила Хироко-сан). Успех вокала Кадзи был внушительный : 7 или 8 (она сама не помнит) альбомов, изрядное количество хитов (самым популярным остаётся "urami bushi" из "Заключённой "Скорпион"), не только связанных с кино, кстати. Насколько я знаю, сама Кадзи не имела отношения к музыке и текстам. Но не буду утверждать. Кстати, ещё Кадзи считается ключевой фигурой в развитии японской моды 70-х.
А с 80-х и по сей день Кадзи в японском кино разочаровалась. Сейчас она больше работает на ТВ. Тем хуже для японского кино. Работы Кадзи на ТВ являются в основном телефильмами и сериалами. Сама актриса относится к ним как к способу "поддержания актёрской формы", не сликом серьёзно, в общем. Она очень критична к японской киноиндустрии ("нынешнее кино Японии незрело"), к зрителям (по тем же причинам) и не видит для себя интересных ролей. К тому же Кадзи часто критикует политкорректность и известно, что её побаиваются и избегают на больших студиях из-за прямоты. Но на популярности это не отражается : всего несколько лет назад Кадзи присутствовала на презентации action figure (куклы, то есть) своей героини из "Скорпиона" (обновлённой версии) и публика чуть не разнесла супермаркет, где всё это происходило.
Мейко Кадзи - непревзойдённая и несравненная актриса, да ещё и умнейшая женщина.

Тарантино не только черпает вдохновение, но и "берет непосредственно отдельные кадры и даже целые сцены, а также музыкальные фрагменты, причем их смысловое наполнение по сравнению с цитируемым произведением остается неизменным". Довольно занимательно, подробнее здесь.
Эннио Морриконе - Моцарт киномузыки

Самый знаменитый из ныне живущих кинокомпозиторов Эннио Морриконе написал свыше 450 саундтреков, отказал в сотрудничестве Тарантино и Путину, пьет кофе без кофеина и уверяет, что «музыка выше фильма быть не может».
Скоро Эннио Морриконе поздравит с 8 марта русских женщин в Кремле, исполнит свои лучшие произведения в сопровождении Большого Симфонического Римского Оркестра. Ведь исполнять ему действительно есть что: этот человек написал музыку для таких крутых режиссеров как Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, Пазолини, Бертолуччи, Белоккио, Торнаторе, Дзеффирелли, Альмодовар и других. Хотите узнать о нем больше?
10 самых известных фильмов с музыкой Эннио Морриконе.
«Хороший, плохой, злой»
«Профессионал»
«Декамерон»
«Однажды на Диком Западе»
«Однажды в Америке»
«Спрут»
«Неприкасаемые»
«Лолита»
«Малена»
«Багси».
Как кинокомпозитор Эннио Морриконе был пять раз номинирован на «Оскар», а в 2007 году он получил «Оскар» за выдающийся вклад в кинематограф.
Широкая известность пришла к Морриконе после работы над фильмами его бывшего одноклассника, режиссера Серджио Леоне. Творческий союз режиссера и композитора Леоне / Морриконе часто даже сравнивают с такими известными дуэтами, как Эйзенштейн / Прокофьев, Хичкок / Херрманн и Феллини / Рота.
Его имя молодежь часто связывает с фильмом Тарантино «Убить Билла», ведь во вступительных титрах режиссер выражает маэстро благодарность. Все и решили, что эти две знаменитости работали вместе. На самом же деле Эннио Морриконе к этому фильму не написал ни одной ноты, и, более того, самого Тарантино в глаза не видел, и даже не общался с ним никогда. Для «Убить Билла», по словам композитора, ему от имени Квентина предложили написать две минуты музыки, но Эннио Морриконе отказался: ехать в Америку ради написания двух минут музыки – да ну вас к черту.
Эннио был удостоен необычного сборника-посвящения, в котором его шедевры представили такие «звезды» музыкальной сцены как Metallica, Селин Дион, Роджер Уотерс и Хэрби Хэнкок. Диск получил название «We All Love Ennio Morricone» и стал прижизненным памятником маэстро.
В прошлом году музыка итальянского композитора была незаконно использована в ходе российских выборов - на сайте «запутина.ру» был размещен видеоролик под названием «Хороший, хороший, хороший!», в котором создатели клипа представили Путина отважным смельчаком, демонстрирующим свою силу под музыку Морриконе из вестерна «Хороший, плохой, злой». Представитель композитора заверил, что Эннио Морриконе не давал разрешения на использование своего произведения автору ролика.
Композитор не обошел вниманием и отечественных режиссеров. Так, его произведения можно услышать в картинах «72 метра» Владимира Хотиненко и «Красная палатка» Михаила Калатозова.
Дважды за свою карьеру Эннио Морриконе сам снимался в кинокартинах, а в 1995 году про него и вовсе был снят целый документальный фильм.
Британцы Эннио Морриконе называют Моцартом киномузыки.
10 ноября 2008 года великому композитору исполнилось 80 лет.